Эрик Йохансон

Опубликовано: 18.07.2011 | Категория: Фотография

Работы двадцатипятилетнего Эрика Йохансона с завидной периодичностью всплывают в блогах и в солидных изданиях. С высокой вероятностью случайно открытая статья о талантливом уроженце Швеции будет иметь заголовок «Новый Эшер». Да, у Эрика много пространственной фотоманипуляции и оптических иллюзий, но хватает и своих фирменных фишек.Эрик Йохансон
Привет, Эрик! Расскажи, как давно ты занимаешься фотографией?
Получается, что на серьезном уровне не так уж давно. Мой первый фотоаппарат мне подарили в 2000 году, на пятнадцатилетие. Мне сразу понравилось редактировать полученные изображения в «Фотошопе», но сейчас могу сказать, что это были довольно простенькие изменения, ничего особенного. Потом, в 2006-м, мой хороший друг купил себе зеркалку, и я часто сопровождал его в фотовылазках. Именно он воскресил мой интерес к фотографии. Теперь я уже зарабатываю этим на жизнь, снимаю для рекламных агентств как фриланс-фотограф. Года три назад я бы очень удивился, если бы кто-нибудь мне сказал, что так оно выйдет.

То есть творческого образования у тебя нет?
Нет. Моя основная специальность, которой я сейчас обучаюсь, — дизайн и проектировка компьютерных систем. Если вкратце, это наука о том, как сделать программы более дружелюбными к пользователю. Не знаю, может, это как-то повлияло на мои работы. Можно точно сказать, что к ним иногда нужно присмотреться, они не так просты для глаз. В общем, все, что я узнал про фотоманипуляцию и работу с программами, я узнал за последние три-четыре года. Слава богу, в Интернете много хороших уроков, чтобы все освоить самому. Впрочем, иногда это работает и против тебя, когда ты делаешь некоторые вещи более трудным путем.

В своих работах ты применяешь много ретуши. Ты считаешь себя фотографом или иллюстратором?
Это довольно тонкая грань, и мне трудно отнести себя к тому или иному лагерю. Я начал рисовать еще в детстве, и мне говорили, что у меня неплохо получается. И когда начал снимать, я понял, что для меня особенных различий между карандашом и фотоаппаратом нет, они оба подходят для реализации замысла. Конечно, для цифровой фотографии нужно сначала отснять кадры, но в каком-то смысле это даже проще, чем начинать с чистого листа. Может быть, если бы я научился рисовать в гиперреалистической манере, я бы сейчас был художником, а не фотографом. В принципе, для меня в первую очень важен результат, а не процесс. Самое главное — перенести на бумагу то, что пришло в голову, а будет это настоящая бумага или просто лист в «Фотошопе», дело десятое.

Как, по-твоему, цифровые технологии повлияли на современное искусство?
Существует расхожая мысль, что создавать теперь проще, чем когда бы то ни было, и это действительно так. Каждый может стать художником, просто пробуя разные творческие методы, без долгого кропотливого обучения. Я сам стал заниматься фотографией именно таким образом. В конечном итоге с каждым днем появляется все больше новых интересных художников и фотографов, и разнообразие свежих идей не может не радовать. Но есть еще одна идея во всей этой истории, которая занимает меня последнее время. Изменилась схема взаимоотношений между художником и зрителем, а также между самими художниками. Если раньше, еще каких-нибудь двадцать-тридцать лет назад, новая художественная идея становилась фундаментом для появления творческой формации, то теперь этот подход постепенно уходит. Со стороны сложно понять, что происходит в этом самом искусстве, потому что его границы невообразимо расширились. Впрочем, я не вижу в этом ничего плохого: меня появление новых интересных работ только радует, а определять все эти течения, по-моему, бессмысленно.

Ты бы хотел работать с группой единомышленников?
Да, это было бы здорово. Все свои проекты я делаю один, и в команде работал до этого только в разных коммерческих проектах. Это действительно интересный и полезный опыт — всегда полезно иметь взгляд со стороны, так нарабатывается мастерство. Вообще, я отношусь к своим работам крайне критично, и поэтому мне проще думать о следующей идее, чем оглядываться на то, что я уже сделал. Когда долго занимаешься одним проектом, взгляд замыливается в итоге им можно заниматься чуть ли не до бесконечности.

Сколько времени обычно тратишь на одну работу?
От десяти до двадцати часов: я имею в виду как съемки, так и постобработку. Но это, естественно, не вся работа. Как только приходит какая-то новая идея, я сразу же начинаю задавать себе вопросы. Насколько хорош этот замысел? Как его можно воплотить? Какие ресурсы мне понадобятся? Эта часть, которая остается за кадром, на самом деле является самой важной и самой сложной частью работы — ведь чем лучше и кропотливее спланируешь, тем лучше будет результат. На мой взгляд, каждой идее нужно дать время, чтобы она созрела, выстроилась во что-то цельное и интересное. Так что если брать весь процесс от начала до конца, то у меня уходит на это от недели до нескольких месяцев.

Большая разница. То есть для тебя идея важнее, чем форма?
Трудно сказать. В любом случае, мы говорим о балансе между тем, что изображено и как изображено, и для меня очень важно, чтобы получившаяся картинка выглядела хорошо. Так как я работаю в сюрреалистичной манере, это значит, что картинка должна выглядеть натурально, будто я действительно выхватил этот момент из действительности, а не вклеивал в «Фотошопе». Впрочем, как бы сильно мы ни бились над формой и содержанием, у нас нет никаких гарантий, что получится по-настоящему хорошая фотография. Например, когда я сам смотрю на чужие работы, я могу сказать, где мне нравится идея, а где — как это исполнено. По-настоящему хорошая фотография создает внутри тебя какое-то странное и удивительное чувство, которое мне, если честно, трудно описать. И, что удивительно, такое ощущение может возникнуть от совершенно любого изображения — простенького портрета, композиционно сложной и идейно выверенной работы или вовсе случайного кадра. Наверное, это и есть самое удивительное в фотоискусстве.

Откуда ты черпаешь идеи?
Главный источник вдохновения — обычные будни, когда ты занят чем-то простым и заурядным. Нас всех объединяют довольно посредственные вещи — например, мы все гладим одежду, — и я люблю переносить эти вещи в необычный и новый контекст. Цель всех моих работ — вдохновить зрителя, показать ему, как можно по-другому посмотреть на мир, в котором мы живем. А если еще шире, то моя самая-самая главная цель — улучшить в своих работах реальность.

Может, ты находишь идеи в социальных проблемах?
Если только подсознательно. Я точно не пытаюсь думать в этом ключе. Это вопрос интерпретации. Например, у меня есть простенькая картинка со схемой сборки машины «вольво» из «Икеа» — возможно, кто-то увидит в этом потаенный смысл национальных стереотипов шведов. Свобода в толковании — это очень и очень здорово. Я просто говорю о том, что идеи приходят сами по себе, в их появлении принимает участие множество подспудных факторов, и в конце уже сложно сказать, что именно оказало на тебя влияние. Хотя есть и очевидные случаи вроде отсылок к классическим работам в живописи.

В твоих работах много аллюзий на Маурица Эшера. С чем это связано, и кого еще из художников ты можешь выделить?
Я открыл Эшера для себя очень давно, когда еще был подростком, и впечатление было настолько велико, что его работы до сих пор всплывают в моих. Я был по-настоящему поражен его оптическими иллюзиями, тем, как он делает нереальное реальным. Еще из классиков люблю Магритта, Роба Гонсалвеса и Дали. Из современных мастеров моту выделить бельгийца Коэна Демюнка — наш стиль во многом похож, и он сильный профессионал. Смотреть каждую работу Коэна — большое наслаждение.

Не хочешь попробовать себя в другом жанре или формате?
Я порой думаю, что мне хотелось бы сделать портрет какой-нибудь известной персоны, даже не знаю, кого именно. В своей манере, что-нибудь сюрреалистическое и забавное. Я не из тех, кто любит постоянно менять свой стиль: конечно, я экспериментирую и порой снимаю по-другому, но я редко выношу это на публику. Мне интересно создавать именно такие фотографии, какие я создаю, потому что это вызов для самого себя — что еще нового в этом русле можно придумать? Впрочем, я как раз сейчас готовлю один большой проект. Не буду пока открывать все карты, но он связан с иллюзиями в публичном пространстве и в каком-то смысле становится продолжением моих фоторабот.

Расскажи о своем техническом арсенале. Какое оборудование ты используешь?
Я все снимаю на Canon EOS 5D Mark II, в основном с линзой Canon 24-70. Для освещения использую вспышки Elinchrom. Если говорить о технической стороне процесса, то все звучит довольно просто, когда рассказываешь: «Найди хорошее место для фотографии, сними, сведи со всем остальным на компьютере». Но и тут есть подводные камни. Самое важное на стадии постпродакшна — следить за освещением и перспективой, постоянно себя проверять, чтобы не допустить глупых ошибок. И еще рекомендую всегда делать эскизы, набросав необходимые части в «Фотошопе». Это очень облегчает процесс.

Ты выставляешь дополнительный свет или полагаешься на естественное освещение?
Так как я стараюсь делать реалистичные фотографии, я больше полагаюсь на естественный свет и стараюсь использовать поменьше искусственного. Солнце-то в мире только одно.

Поделись рецептом успеха с начинающими фотографами.
Не бояться пробовать себя в любом начинании, экспериментировать и пытаться найти тот стиль, в котором тебе интересно и комфортно. Быть терпеливым и все время стараться, тогда все точно получится. В нашем ремесле одна из главных трудностей — всегда оставаться креативным, но застои случаются у всех, это нормально, и не стоит беспокоиться на этот счет. Просто старайтесь совершенствовать свой взгляд и мастерство от кадра к кадру. У меня даже есть формула: твой лучший кадр — это твой следующий кадр. Еще всегда нужно записывать идеи, поэтому тетрадка — лучший друг художника после фотоаппарата. И если вы также предпочитаете естественный свет и съемку на местности, обязательно добавьте сайт с погодой в закладки. А еще лучше — на домашнюю страницу. Честно, я бы избежал огромного количества неудобных ситуаций, если бы додумался до этого раньше.
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон
Эрик Йохансон